Методическая копилка

Идеи Л. Выготского о совместной деятельности взрослого и ребенка

 " Идеи Л. С. Выготского о совместной деятельности взрослого и ребенка"


          В статье раскрываются идеи Л. С. Выготского о совместной деятельности взрослого и ребенка.Определяются пути сотрудничества взрослого и ребенка в современных образовательных условиях по организации развивающего обучения.

В течение нескольких лет современная школа нуждалась коренных качественных изменений в обучении и воспитании. В последние годы произошли большие изменения в жизни современной школы: изменяются учебные планы;разрабатываются и успешно вводятся в обучение альтернативные программы и учебники; появились частные школы, лицеи, гимназии, колледжи; изучается опыт зарубежных школ. Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает общую тревогу.


Такой выход увидели в развивающем обучении, при котором психические новообразования у ребенка возникают не только в содержательной стороне психики, но и в процессуальной стороне, то есть способах психической, в частности, интеллектуальной деятельности. Особое значение для обучения имеют результаты психолого-педагогических исследований, проводимых под руководством Л.В. Занкова, В.В.Давыдова, Д.Б. Эльконина. Основная задача начального обучения данных исследований - общее развитие учащихся и его тесная связь с обучением. Д.Б. Эльконин писал: «Чтобы обучение в начальной школе было развивающим, необходимо позаботиться прежде всего о научности» . Поэтому выбранная тема актуальна.
Целью статьи является освещение идей Л.С. Выготского по развивающего обучения.
Качественно новое содержание обучения младших школьников предполагает качественно новые формы усвоения.Исходной формой освоения любого культурного содержания сотрудничество. Отношение формы и содержания сотрудничества, сформировал Л.В. Выготский: «Новый тип обобщения требует нового типа общения» . По дидактической концепции, разработанной под руководством педагога В.К. Дьяченко, обучение - это общение, в процессе которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности. Он считает, что важнейшим в учебно-воспитательном процессе необходимо считать два фактора - коллективизм и самостоятельность. Развивающее обучение должно охватывать всю систему начального обучения, поскольку только система обеспечивает единство действия частей процесса обучения. Целостность развивающего обучения обеспечивается, прежде всего, единой педагогической идеей - максимальной эффективностью обучения для развития школьников. В единой концепции развивающего обучения изменения коснулись, прежде всего, содержания методов, использование различных средств обучения, но осталась неизменной организационная форма обучения. Возникла проблема просмотра, разработанных в дидактике организационных форм обучения, более соответствующей требованиям развивающего обучения. В школе развивающее обучение с каждым годом занимает все более прочные позиции наряду с традиционным. Эта проблема волновала как зарубежных, так и отечественных педагогов. Выход из сложившейся ситуации нашли в развивающем обучении. Идея развивающего обучения впервые была сформулирована Л.С.Выготским. Он ввел два уровня развития ребенка. Первый это уровень актуального развития. Второй уровень Л.С. Выготский назвал зоной ближайшего развития. «Обучение ребенка должно вести за собой его развитие - только в том случае, его можно признать хорошим».
Развивающее обучение - это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе начального обучения. Это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности ребенка и на их реализацию. Цель обучения состоит в том, чтобы воспитать из каждого ученика субъекта собственной жизни, то есть человека, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальные средства и способы их решения. Идеи Л.Выготского были также разработаны в рамках психологической теории деятельности (А. Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А. В. Запорожец), которая не только подтвердила реалистичность и плодотворность идей Л.В. Занкова, но, в конечном счете, привела к кардинальному пересмотру традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением.Включение этих процессов в контексты деятельности фактически означало отказ от возведения развития ребенка к развитию познавательных функций и выдвижения на первый план его становления как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности С методологической точки зрения удобно воспользоваться подходом Л.С.Выготского, который считал, что все существующие модели личностно-ориентированной организации учебно-воспитательного процесса можно условно разделить на три группы: социально-педагогическая,предметно-дидактическая, психологическая. Социально-педагогическая модель организации учебно-воспитательного процесса, согласно исследованиям Л. Выготского, реализовала требования общества, формулировала социальный заказ образованию: воспитать личность с заранее заданными свойствами.
Общество через все имеющиеся образовательные институты формировало типовую модель такой личности. Задача школы заключалась, в первую очередь, в том, чтобы каждый ученик по мере взросления соответствовал этой модели, был ее конкретным носителем. Личность при этом понималась как некоторое типичное явление, «усредненный» вариант, как носитель и выразитель массовой культуры. Отсюда основные социальные требования к личности: подчинение индивидуальных интересов общественным: послушание, коллективизм и т.п.
Образовательный процесс в Л.С. Выготского был ориентирован на создание одинаковых условий обучения для всех, при которых каждый достигал планируемых результатов (общее десятилетнее образование, «борьба» с второгодничеством, изоляция детей с различными нарушениями психического развития и т.п.). Технология образовательного процесса основывалась на идее педагогического управления, формирования, коррекции личности «извне», без достаточного учета и использования субъектного опыта самого ученика как активного творца собственного развития (самообразования, самовоспитания) Отсюда авторитарность, единообразие программ, методов, форм обучения, глобальные цели и задачи общего среднего образования (воспитание гармоничной всесторонне развитой личности).
Предметно-дидактическая модель личностно-ориентированной педагогики, ее разработка традиционно связана с организацией научных знаний в системе с учетом их предметного содержания. Это своеобразная предметная дифференциация, обеспечивающая индивидуальный подход в обучении. Средством индивидуализации обучения служили сами знания, а не их конкретный носитель - развивающийся ученик.Знание организовывались по степени их объективной трудности, новизны, уровня их интегрированности, с учетом рациональных приемов усвоения, «порций» подачи материала, сложности его переработки и т.п. В основе дидактики Л.С. Выготский положил предметную дифференциацию, направленную на выявление:
1) преимуществ ученика к работе с материалом разного предметного содержания; 2) интереса к его углубленного изучения; 3) ориентации ученика к занятиям различными видами предметной (профессиональной) деятельности .
Технология предметной дифференциации строилась на учете сложности и объема учебного материала (задания повышенной или пониженной трудности). Для предметной дифференциации разрабатывались факультативные курсы, программы спецшкол (языковые, математические, биологические), открывались классы с углубленным изучением определенных учебных предметов (их циклов): гуманитарные, физико-математические, естественнонаучные; создавались условия для овладения различными видами предметно-профессиональной деятельности (политехническая школа, УПК, различные формы сочетания обучения с общественно-полезным трудом. Как показывают исследования в этой области, предметная избирательность ученика складывается задолго до введения дифференцированных форм обучения и не является прямым продуктом их воздействия . дифференциация обучения через ее формы необходима для оптимальной педагогической поддержки развития индивидуальности, а не для ее первоначального становления. В этих формах она не возникает, а лишь реализуется. Следует особо подчеркнуть, что предметная дифференциация, как правило, не затрагивает духовной дифференциации, т. е. различий национальных, религиозных, мировоззренческих, что в значительной степени определяет содержание субъективного опыта ученика. А в субъективном опыте представлены и предметные, и духовные смыслы, имеющие значение для развития личности. Их сочетание в обучении не простая задача, пока не имеет решения в рамках предметно-дидактической модели. Психологическая модель личностно-ориентированной организации учебно-воспитательного процесса до последнего времени сводилась к признанию различий в познавательных способностях, понимаемых как сложное психическое образование, обусловленное генетическими, анатомо-физиологическими, социальными причинами и факторами в их сложном взаимодействии и взаимовлиянии.
Исследования показали, что введение младших школьников в основы наук, освоение системы теоретических понятий открывают возможность перестройки всего характера развития ребенка, формируют способность к теоретическому обобщению.Качественно новое содержание обучения младших школьников предполагает качественно новые формы усвоения. Исходной формой освоения любого культурного содержания сотрудничество. Отношение формы и содержания сотрудничества, сформировал Л.В. Выготский: «Новый тип обобщения требует нового типа общения» .
Развивающее обучение должно охватывать всю систему начального обучения, поскольку только система обеспечивает единство действия частей процесса обучения. Целостность развивающего обучения обеспечивается, прежде всего, единой педагогической идеей - максимальной эффективностью обучения для развития школьников. В единой концепции развивающего обучения изменения коснулись, прежде всего, содержания методов, использование различных средств обучения, но осталась неизменной организационная форма обучения. Возникла проблема просмотра, разработанных в дидактике организационных форм обучения, более соответствующей требованиям развивающего обучения. В школе развивающее обучение с каждым годом занимает все более прочные позиции наряду с традиционным. В городе Владимир в каждой школе можно встретить учителей, которые работают по альтернативным программам. Ведется поиск новых методов работы, новых форм организации обучения. Эта проблема волновала как зарубежных, так и отечественных педагогов.Выход из сложившейся ситуации нашли в развивающем обучении. Идея развивающего обучения впервые была сформулирована Л.С. Выготским. Он ввел два уровня развития ребенка. Первый это уровень актуального развития. Второй уровень Л.С. Выготский назвал зоной ближайшего развития.«Обучение ребенка должно вести за собой его развитие - только в том случае, его можно признать хорошим».
Развивающее обучение - это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе начального обучения. Это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности ребенка и на их реализацию. Цель обучения состоит в том, чтобы воспитать из каждого ученика субъекта собственной жизни, то есть человека, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальные средства и способы их решения. Идеи Л.Выготского были также разработаны в рамках психологической теории деятельности (А. Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А. В. Запорожец), которая не только подтвердила реалистичность и плодотворность идей Л.В. Занкова, но, в конечном счете, привела к кардинальному пересмотру традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением.
Включение этих процессов в контексты деятельности фактически означало отказ от возведения развития ребенка к развитию познавательных функций и выдвижения на первый план его становления как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.
С методологической точки зрения удобно воспользоваться подходом Л.С. Выготского, который считал, что все существующие модели личностно-ориентированной организации учебно-воспитательного процесса можно условно разделить на три группы: социально-педагогическая, предметно-дидактическая, психологическая. Социально-педагогическая модель организации учебно-воспитательного процесса, согласно исследованиям Л. Выготского, реализовала требования общества, формулировала социальный заказ образованию:  воспитать личность с заранее заданными свойствами.Образовательный процесс в Л.С. Выготского был ориентирован на создание одинаковых условий обучения для всех, при которых каждый достигал планируемых результатов (общее десятилетнее образование,«Борьба» с второгодничеством, изоляция детей с различными нарушениями психического развития и т.п.).
Технология образовательного процесса основывалась на идее педагогического управления, формирования, коррекции личности «извне», без достаточного учета и использования субъектного опыта самого ученика как активного творца собственного развития (самообразования, самовоспитания).
Предметная дифференциация задавала нормативную познавательную деятельность с учетом специфики научной области знаний, но не интересовалась истоками жизнедеятельности самого ученика, как носителя субъективного опыта, у него индивидуальной готовности, предпочтений к предметному содержанию, виду и форме задаваемых знаний. А в субъективном опыте представлены и предметные, и духовные смыслы, имеющие значение для развития личности. Их сочетание в обучении не простая задача, пока не имеет решения в рамках предметно-дидактической модели. Психологическая модель личностно-ориентированной организации учебно-воспитательного процесса до последнего времени сводилась к признанию различий в познавательных способностях, понимаемых как сложное психическое образование, обусловленное генетическими, анатомо-физиологическими, социальными причинами и факторами в их сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий